Профессиональные справочные системы для специалистов
07.04.2023
Минэнерго оптимизирует стоимость мощности новых АЭС

     Минэнерго занялось оптимизацией капитальных и эксплуатационных затрат новых АЭС, чтобы сдержать нагрузку на энергорынок, который будет оплачивать их мощность. Потолок капзатрат зафиксируют на уровне цены последних построенных АЭС, а из операционных расходов вычтут избыточные затраты. Общий платеж за мощность новых блоков составит 5 трлн руб. за 25 лет. Промышленность поддерживает подход министерства. В "Росатоме", не называя точных ценовых параметров своих станций, ожидают от новой методики прозрачности платежей за мощность.
     
     Минэнерго разработает новые подходы к расчету платежа за мощность АЭС, построенных после 2024 года. Основная задача - оптимизировать CAPEX и OPEX объектов, рассказали "Ъ" источники, знакомые с обсуждением вопроса. "Росатом" строит новые станции по механизму договоров поставки мощности (ДПМ): после запуска энергоблок будет получать повышенные платежи за мощность для возврата инвестиций. Гарантированную окупаемость уже получили два блока Курской АЭС-2 на реакторах ВВЭР-ТОИ.
     
     При расчете CAPEX Минэнерго будет ориентироваться на фактическую стоимость строительства последних АЭС на ВВЭР-1200, наиболее похожих на ВВЭР-ТОИ, рассказали "Ъ" несколько собеседников.
     
     Потолок удельной цены затрат предлагается установить на уровне стоимости Нововоронежской АЭС-2 - 184,1 тыс.руб. за 1 кВт (в ценах 2021 года).
     
     Наиболее спорный вопрос - определение эксплуатационных затрат. "Росэнергоатом" (РЭА, входит в "Росатом", управляет российскими АЭС) оценивал OPEX в 1,89 млн руб. за 1 МВт с учетом расходов центрального аппарата.
     
     По данным "Ъ", предельный OPEX, предложенный Минэнерго, составит около 1,41 млн руб. за 1 МВт (в ценах 2021 года).
     
     Министерство хочет исключить из OPEX, в частности, представительские расходы центрального аппарата РЭА, затраты на переводчиков, рекламу, медицинские страховки и судебные издержки, говорят источники "Ъ".
     
     Предполагается, что CAPEX каждого второго блока будет снижаться. Каждый следующий блок также будет иметь более низкий OPEX. Новая методика будет закреплена в постановлении правительства.
     
     Один из источников "Ъ" отметил, что предложения Минэнерго согласованы правительством, министерству поручено разработать нормативно-правовые акты для определения договоров и параметров по новым АЭС после 2025 года, а ФАС - методику расчета цены. "О конкретных параметрах по ценам говорить рано", - отмечает собеседник "Ъ".
     

     Срок ДПМ для новых АЭС, как сообщал "Ъ", может составить 25 лет, базовая доходность - 10,5% в год. При таких параметрах общий платеж энергорынка за мощность восьми блоков может составить около 5,1 трлн руб. (в ценах 2021 года). Если срок ДПМ составит 40 лет с доходностью в 8% или 60 лет с доходностью в 6%, то суммарная нагрузка на энергорынок за период поставки также составит примерно 5,1 трлн руб.
     
     В РЭА рассказали "Ъ", что Минэнерго, Минэкономики, ФАС и "Росатом" работают над совершенствованием механизма ДПМ, а именно над введением предельных (эталонных) показателей по возврату капитальных и эксплуатационных затрат, установлением базовой доходности и периода ДПМ. "Работа направлена на балансировку интересов атомной генерации и потребителей, в том числе на прозрачность расчета платежа и предсказуемость нагрузки на потребителей", - отметили там.
     
     Ранее плата за мощность по ДПМ АЭС рассчитывалась исходя из фактически понесенных затрат.
     
     Формирование нового механизма ДПМ - "следующий важный шаг по повышению эффективности работы оптового энергорынка", утверждают в РЭА. "Что касается цифр, то на этапе подготовки доклада Минэнерго они согласованы всеми ведомствами, в том числе и "Росатомом", - сообщили в концерне. - Тем не менее работы продолжаются, и конкретные цифры корректно называть лишь после выхода соответствующего постановления правительства".
     
     Промышленные потребители энергии поддерживают предложения Минэнерго по оптимизации капитальных и эксплуатационных затрат новых АЭС.
     
     "Необходимо сделать платежи за новые атомные энергоблоки и их возможные эффекты для экономики более сопоставимыми, иначе зачем переплачивать за новую технологию", - заявили "Ъ" в "Сообществе потребителей энергии".
     
     Среди новых опций ВВЭР-ТОИ - маневрирование мощностью. По оценкам РЭА, суточный диапазон изменения активной мощности - от 100% до 50% от номинальной мощности.
     
     По сравнению с действующими в РФ блоками такая маневренность уникальна, но вряд ли будет востребована и принесет реальный коммерческий эффект, считает Олег Дудихин из Kept. В энергосистеме РФ нет дефицита регулировочных мощностей, а работа АЭС наиболее экономически эффективна в базовом режиме.
     
     Однако блоки на ВВЭР-ТОИ могут заинтересовать страны с относительно небольшими энергосистемами или с дефицитом маневренных мощностей, говорит господин Дудихин. По его мнению, CAPEX в $2,35 тыс. за 1 кВт - достаточно скромный показатель по сравнению с зарубежными проектами. За рубежом CAPEX может варьироваться в диапазоне $3-7 тыс. за 1 кВт, а стоимость выработки, зафиксированная в договорах поставки на период окупаемости, может составлять $45-75 за 1 МВт·ч.
     

     
     Источник:
     http://www.kommersant.ru