Профессиональные справочные системы для специалистов
02.12.2021
Минэнерго компенсирует затраты на строительство электрозарядных станций

     Минэнерго подготовило правила распределения субсидий из бюджета на установку зарядных станций для электромобилей. Соответствующий проект постановления Правительства опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов - http://regulation.gov.ru/p/122846. В проекте постановления содержатся минимальные требования к доступности ЭЗС и уровню сервисного обслуживания, которые могут быть повышены на региональном уровне.
     
     Документ предполагает софинансирование из бюджета установки только станций быстрой зарядки российского производства минимальной пиковой мощностью 150 кВт. По словам экспертов, фактически ее хватит только для быстрой зарядки легковых и легких коммерческих машин. Для грузовых потребуются станции с мощностью от 500 кВт.
     
     Станция должна иметь минимум два коннектора стандарта CHAdeMO и еще два - CCS, а также дополнительную функцию медленной зарядки, и должна обеспечивать одновременную зарядку двух электрокаров. Все оборудование должно быть произведено на территории России в год поставки на ЭЗС или за год и не эксплуатироваться ранее. Кроме того, получатель субсидии обязан обеспечить работу установленной ЭЗС в течение 5 лет с момента выдачи разрешения на ее эксплуатацию и гарантировать ее круглосуточную работу в период установленного срока службы. Более того, установщик должен обеспечить передачу данных о технических параметрах работы станции.
     
     Что касается расположения станций, то на загородных дорогах ЭЗС должна быть установлена на участке, который входит в состав многофункциональной зоны дорожного сервиса или автозаправочной станции и оснащен точкой общественного питания и магазином. В городской черте ЭЗС должны быть размещены на общественных парковках, где к дороге примыкают места для парковки двух и более автомобилей, а также частных, муниципальных и государственных парковках с круглосуточным доступом.
     
     Максимальная субсидия на одну зарядную станцию составит 60 процентов от ее фактической стоимости, но не более 1,86 миллиона рублей. Операторы также смогут получить деньги на техническое присоединение станции к электросетям - 30 процентов от платежа, но не более 900 тысяч рублей. Исключением являются случаи, когда для техприсоединения потребовалось строительство объектов электросетевого хозяйства. Тогда при софинансировании его субъектами Федерации могут быть установлены другие размеры субсидий).
     
     Общий бюджет программы до 2024 года составляет 8,1 млрд руб. - на эти средства может быть построено 2,9 тыс. станций, говорят в Минэнерго.
     

     Софинансирование создания станций будет идти только на пилотных территориях. По данным "Ъ", в список входят трасса М-4 "Дон" и 19 регионов, включая Крым, Сахалинскую, Ленинградскую и Московскую области. Станции также планируется ставить вдоль трассы М-11 Москва-Казань (Владимирская, Нижегородская области, Чувашия и Татарстан), в Москве и Санкт-Петербурге (хотя, по словам источников "Ъ", там ставят их и без субсидий.
     
     В Минпромторге пояснили "Ъ", что проект распоряжения правительства о пилотных территориях разрабатывался Минэкономики "с учетом необходимости охвата ключевых транзитных направлений, а также готовности регионов". Сейчас проект находится на рассмотрении в правительстве. "Ряд крупных российских предприятий уже производит современное оборудование с высокой степенью локализации - ООО "Парус Электро", АО "Государственный рязанский приборный завод" (КРЭТ, Рязань), ООО "Юпитер" (Санкт-Петербург), "Корпорация ПСС" (Пермь)", - добавили в министерстве.
     
     Эксперты, в свою очередь, отмечают, что в России ни одной подобной станции пока не установлено и нигде в мире их не строят с такими параметрами. Кроме того, от протокола  CHAdeMO в мире постепенно отказываются, поскольку машины с такими разъемами больше не выпускают. По мнению экспертов, для городов больше подходят медленные зарядки. У России есть опыт в выпуске таких станций, однако из правил распределения субсидий следует, что для их операторов дотации не предусмотрены.
     
     Кроме того, для установки такой станции потребуется подвести сетевую мощность не менее 160 кВт, но в большинстве регионов сети не готовы к подобному многократному увеличению нагрузки, рассказал "Ъ" заместитель гендиректора КРЭТ (входит в "Ростех") Максим Моторин. Стоимость присоединения к сетям многократно возрастает: от 40-200 тыс. до 5-7 млн руб. Концерн уже направил в правительство предложение в 2022 году снизить планку по мощности станций до 100 кВт.
     
     В "Россетях" "Ъ" сказали, что "документ определяет общие правила и требования, которые выполнимы любым добросовестным инвестором". Сумму субсидий там также называют достаточной "при условии реализации прогноза роста парка электротранспорта в РФ и его качественных характеристик в части емкости батареи и запаса хода".
     
     В Минэнерго технические требования к электрозаправкам и условия подключения назвали "темой обсуждаемой". Мощность 150 кВт определена в утвержденной концепции развития электротранспорта, добавили в министерстве, а указанные коннекторы - стандарты для европейских и азиатских электроавтомобилей.
     

     Два азиатских и два европейских коннектора предусмотрены, чтобы заряжать от одной станции сразу два автомобиля. Один медленный разъем предусмотрен только на автотрассах, на случай когда электромобиль дотягивает до станции на разряженном аккумуляторе (менее 10% заряда) - его, по мнению ряда специалистов, нельзя сразу подключать к быстрой зарядке. Расчетная стоимость быстрой зарядки была определена в размере 3,1 млн руб., стоимость техприсоединения (фактических затрат на присоединение мощности 150 кВт) - 3 млн руб., пояснили "Ъ" в Минэнерго.
     
     Но "фактические затраты могут существенно отличаться, прежде всего в части стоимости техприсоединения в зависимости от города и даже района города, в котором устанавливается заправка", уточнили в министерстве. Там говорят, что регион может выбрать себе одного или нескольких операторов станций.
     
     Ранее сообщалось, что программы льготного автокредитования и льготного лизинга в автопроме распространят на электромобили. С 2021 по 2024 год в России планируется произвести как минимум 25 тысяч электрокаров и построить 9,4 тысяч ЭЗС. Примерно 2,9 из них составят быстрые зарядные станции. К 2030 году выпуск электромобилей должен достичь десяти процентов от общего объема  производства транспортных средств в стране, и должны действовать более 70 тысяч зарядных станций.
     
     
     По материалам:
     http://regulation.gov.ru/p/122846www.pnp.ru, http://regulation.gov.ru/p/122846www.pnp.ruwww.kommersant.ru, http://regulation.gov.ru/p/122846www.pnp.ruwww.kommersant.ruwww.bigpowernews.ru, http://regulation.gov.ru/p/122846www.pnp.ruwww.kommersant.ruwww.bigpowernews.ruwww.elec.ru